Как определить начало и конец обмоток электродвигателя: обзор методик

Часто возникают трудности при подключении мотора после ремонта. Не все ремонтные компании отмечают начало и окончание обмотки трехфазного двигателя. Производитель маркирует контакты в клеммной колодке буквами C1-C6. Такая маркировка принята в нашей стране. По международному стандарту используются буквы латинского алфавита. Отсутствие маркировки может вызвать отказ двигателя при подключении. Чтобы этого избежать, нужно знать, как определить начало и конец обмотки двигателя. Об этом сейчас расскажут читатели сайта Sam Electric.

Следует отметить, что в этом случае электродвигатель можно представить в виде трансформатора. Это означает, что не имеет значения, с какой стороны намотка начинается или заканчивается. Суть в том, что их нельзя включать в оппозицию.

Есть несколько методов распознавания. Для этого понадобится инструмент:

  • мультиметр или тестер;
  • понижающий трансформатор;
  • контрольный свет.
  • Метод обнаружения с помощью тестера
  • Разработанный дельта-метод
  • Звездное соединение
  • Запись по батарее
  • Определение рабочей и пусковой обмоток двигателя на двигателе 220 В
  • Двигатели постоянного тока

Метод определения с помощью тестера

Перед началом работы подготовьте рабочее место. Соблюдайте все правила электробезопасности и помните, что работа с электричеством требует максимальной концентрации и осторожности. Давайте делать работу через трансформацию.

Работа выполняется в следующей последовательности:

  • С помощью тестера находим выводы обмоток и помечаем их кеммапом, подписывая, например, первую обмотку как C1-C4, вторую C2-C5, третью C3-C6.
  • Соедините обе обмотки последовательно. На них подается пониженное напряжение от трансформатора.
  • На третьем из них измеряем напряжение. При согласованном подключении тестер покажет напряжение. Это значение зависит от уровня напряжения на трансформаторе. Когда счетчик подключен, тестер покажет минимальное значение напряжения.
  • Пометьте обе обмотки соответствующим образом.
  • Разберите схему и подключите третью обмотку к любой другой обмотке. Подайте напряжение от трансформатора и произведите измерения. Макет показан на рисунке ниже. Схема же запитана опасным напряжением 220 В. В нашем случае мы даем пониженное напряжение от трансформатора.
  • Как и в предыдущих измерениях, определяем начало и конец третьей обмотки. Маркировка.
  • После определения и маркировки проводов мы можем подключить двигатель по схеме звезды или треугольника и подключить его к сети. Двигатель не должен сильно шуметь или нагреваться. Если это произошло, значит, вы ошиблись в определении начала и конца намотки. Если все подключено правильно, двигатель работает ровно и не прогревается.

Понижающий трансформатор нужен для ограничения тока в обмотках. Можно обойтись и без него, но для ограничения тока последовательно с катушками включают маломощную контрольную лампу.

Не рискуйте запитать обмотки 220 В без ограничения тока. В этом случае велика вероятность отказа двигателя. Проще говоря, обмотки можно «спалить».

Метод развернутого треугольника

Есть более простой метод определения обмоток при отсутствии маркировки. В случае соединения треугольником. Это так называемый метод дельта-развертки. Для этого вам понадобятся те же инструменты, что и в первом случае.

Работа выполняется в следующей последовательности:

  • Используйте мультиметр, чтобы найти обмотки.
  • Отмечены в любом порядке.
  • Подключите все три катушки последовательно.
  • Подключите пониженное напряжение.
  • Измерьте напряжение на обмотках. При правильном подключении напряжения на обмотках должны быть одинаковыми. Т.е. U1 = U2 = U Если одна из катушек имеет другое напряжение, мы меняем концы катушек местами.
  • На этом проверка завершена. Возможна установка двигателя на рабочем месте.

На иллюстрации показан график измерения дельты.

Если мультиметра нет в наличии, напряжение можно проверить с помощью лампы. Уровень освещения во всех случаях должен быть одинаковым. Если на одной из обмотокв противном случае провода катушки меняются местами.

Соединение звездой

Этот метод используется в исключительных случаях. Как только обмотки найдены, их соединяют звездой и на короткое время подключают к сети. Если провода не подключены должным образом, мотор будет гудеть и нагреваться.

После отключения одна из обмоток переключается и снова подключается к сети. Таких переключателей не может быть больше трех. Помните, что двигатель следует запускать на короткое время, не более чем на 2 секунды. Если оставить время включенным надолго, двигатель точно выйдет из строя.

Определение с помощью батарейки

Для этого метода вам понадобится тестер и аккумулятор. Это самый простой способ. Поиск по батарее выглядит следующим образом:

  1. Используйте тестер, чтобы найти катушки на асинхронном двигателе.
  2. К одному из них подключено устройство.
  3. Подключите аккумулятор к клеммам второго на короткое время. Если тестер показывает отрицательное значение при подаче напряжения, это говорит о противоположном подключении обмоток.
  4. Проверяем все катушки одну за другой и соответственно маркируем.

Схема измерения представлена ​​на рисунке ниже.

Аналогичный тест можно провести с батареями. Разница в том, что вместо батареи используется аккумулятор.

Определение рабочей и пусковой обмоток двигателя на 220 Вольт

Часто бывает необходимо указать рабочую и пусковую обмотки в однофазном двигателе. Это связано с потерей надписи или после ремонта.

У двигателя четыре провода. Метод проверки следующий:

  • Осмотрите провода. Если жилы имеют разное сечение, то исходным будет проводник с меньшим сечением;
  • Однако стоит проверить это дважды. Замеряем сопротивление. Обмотка с меньшим значением будет рабочей обмоткой, а другая обмотка — пусковой.
  • Сделаем разметку направляющих.

Схема измерений представлена ​​на рисунке ниже.

Если обмотки имеют одинаковое сопротивление, каждую можно использовать как рабочую или пусковую. Направление вращения меняется на противоположное путем смены обмоток.

Часто встречаются однофазные электродвигатели с тремя проводниками. В этом случае измерьте сопротивление тестером. Получаем значения, например, 52 Ом, 18 Ом и 34 Ом. То есть обмотка с меньшим значением (18 Ом) является рабочей обмоткой, а другая обмотка 34 Ом — пусковой. 52 Ом — общее сопротивление обеих катушек.

На рисунке ниже показана схема трехпроводного двигателя:

Двигатели постоянного тока

Двигатели постоянного тока обычно имеют два проводника. Поэтому при подаче напряжения он начинает вращаться в определенном направлении. Если вращение не совпадает, в этом случае меняется полярность.

Аналогичным образом можно подключить шаговый двигатель. Например, есть четыре отведения. Катушки такого мотора имеют одинаковое сопротивление, а провода обычно окрашены.

Подключайтесь к контроллеру в любом порядке, смотрите, в каком направлении он вращается. Если необходимо изменить направление вращения, провода меняют местами.

Например, комбинируйте — белый, синий, красный, черный. Для смены направления нужно подключить — черный, красный, синий, белый.

Здесь мы рассмотрели, как определить начало и конец обмотки двигателя. Если у вас есть другие вопросы по этой теме, не стесняйтесь задавать их в комментариях под статьей!