Как перемотать электродвигатель в домашних условиях?

Многие бытовые приборы используют электродвигатель. Их быстрому выходу из строя способствует интенсивная работа, но покупка нового оборудования обходится довольно дорого. Выход один — ремонт двигателя. Наиболее распространены две неисправности: механическая поломка происходит при поломке сепаратора. В результате электродвигатель шумит или заклинивает. Этот недостаток легко устранить, заменив подшипник на исправный. Вторая распространенная неисправность — обрыв обмотки. Электродвигатель можно вернуть в мастерскую, где сгоревшая деталь будет перемотана. Однако самостоятельно отремонтировать дешевле. О том, как это сделать своими руками, мы вам сейчас и расскажем.

  • Особенности ремонта
  • Способ перемотки электродвигателя
  • Обмотка статора
  • Обмоточная арматура
  • Однофазные двигатели с прокруткой
  • Ремонт двигателей постоянного тока
  • Предложение

Особенности ремонта

В бытовой технике используются различные типы двигателей — трехфазные асинхронные, однофазные коллекторные и однофазные с пусковой обмоткой. Неисправности обмоток возникают в 90% случаев отказа.

Намотать двигатель своими руками не так уж и сложно. Если есть опыт работы с электричеством, собственная мастерская или гараж, вы можете отремонтировать электрическую машину самостоятельно.

Для этого вам понадобятся:

  • тестер или мультиметр;
  • подготовить рабочее место и необходимые материалы;
  • Инструменты: плоскогубцы, молоток, пробойники, напильник, наждачная бумага и др .;
  • обеспечить соблюдение правил безопасности.

Для перемотки двигателя нужна специальная машинка. Однако покупать его дома для восстановления одного двигателя не рекомендуется.

Методика перемотки электродвигателя

Ремонт начинается с разборки двигателя. Провести внешний осмотр и очистить от загрязнений.

Далее следуем алгоритму:

  • Снимаем двигатель.
  • Проверить двигатель. При отсутствии видимых признаков обмотки проверяют тестером. Найдите неисправность, которая может проявляться в виде короткого замыкания, обрыва проводов или замыкания на корпус.
  • При определении неисправности тестером учитывайте, что обмотки трехфазного двигателя имеют одинаковое сопротивление, а сопротивление корпуса стремится к бесконечности. В случае однофазного двигателя с обмоткой стартера сопротивление пускателя будет больше сопротивления рабочей обмотки.
  • Проверяется обмотка якоря.

Перемотка статора

Обнаружив неисправность в статоре мотора, вырезать все обмотки. Очистите поверхность статора и пазы от грязи и лака. По справочнику определите количество витков, сечение, тип провода и способ намотки.

Обычно «Руководство по намоточным асинхронным двигателям» под редакцией В.Л. Лихачева, но в Интернете можно найти и другие источники.

На рисунке ниже показана часть такой таблицы:

Для этого в хозяйстве, если станка нет, используют направляющую. Иногда делают простейшую машинку, позволяющую плотно и качественно намотать шпульку. Затем в пазы укладывается изоляционный материал и затягивается обмотка, как показано на фото ниже:

Эту операцию нужно выполнять с особой осторожностью, чтобы не повредить изоляцию обмотки. Затем аккуратно садятся обмотки и удаляется изоляция, выступающая из канавок.

Полученный статор выглядит как на картинке:

Выполняйте пайку обмоток на концах в соответствии с рекомендациями специальной литературы. Вставьте клеммы в клеммную коробку.

После сборки проверьте качество расположения обмоток в пазах, проверьте их тестером и пропитайте статор лаком. Сушить лак при температуре 120-150 0 С. Осуществляется окончательная сборка. Подключите двигатель к сети, и он должен работать.

Благодаря этому можно восстановить работу трехфазных двигателей, как на 220, так и на 380 В.

Бывают случаи, когда необходимо перемотать рабочий мотор с 380 до 220 В. Для этого в справочнике есть данные по электродвигателю, где в таблице указано количество витков и сечение жилы для данного вида напряжения.

Так же, если нужно перемотать двигательот 220 до 12 В.

Перемотка якоря

Сам коллекторный мотор отремонтировать сложнее. В таких двигателях чаще встречается отказ якоря.

Приступим к ремонту своими руками, разобрав двигатель. Проверить все детали. Распространенный дефект — повреждение ламелей коллектора, как показано на фото:

Для его восстановления достаточно повернуть разделитель на станке.

Ситуация усложняется, если неисправность находится в обмотке. В интернете можно найти информацию о том, что перемотать фурнитуру своими руками невозможно. Это неверное заявление. Для перемотки Двигатель необходимо разобрать:

  • Электродвигатель демонтирован.
  • Двигатель очищен от грязи и проверен.
  • Обмотки проверяются, чтобы убедиться, что они не повреждены. Основные неисправности — обрыв провода, межвитковое замыкание, замыкание на корпус. Проверка производится тестером.
  • С помощью кусачек или ножовки снимите обмотку спереди.
  • Осторожно выньте оставшиеся кабели из розеток. Очистите пазы от грязи, остатков проводов и лака.
  • В зазоры засовывается утеплитель.
  • Определите количество витков и толщину проволоки согласно инструкции.
  • Обмотку сделайте максимально тугой и приварите концы обмотки к коллекторной петле.
  • Срезать выступающие части утеплителя и пропитать лаком.
  • Отремонтированная фурнитура запекается в духовке при температуре 120-150 0 С.
  • После ремонта его необходимо притереть к машине и отбалансировать. Это самая сложная операция в домашних условиях.
  • Соберите двигатель и проверьте его работу.

При отсутствии справочной литературы после разборки передней части обмотки следует подсчитать количество витков. Измерьте толщину проводника, предварительно сняв лакокрасочное покрытие. Затем прокручивается фурнитура. То же самое касается восстановления статора.

На видео вы можете увидеть мастер-класс по восстановлению сгоревшего электродвигателя:

Перемотка однофазных двигателей

В случае сгоревшего однофазного мотора ремонт проводится по инструкции выше. Однако следует учитывать, что пусковая обмотка наматывается проводом меньшего сечения.

Однако существуют электрические устройства, в которых рабочая и пусковая обмотки имеют одинаковую толщину проводника.

Ремонт двигателей постоянного тока

Двигатель постоянного тока можно перемотать по алгоритму ремонта якоря. В справочниках есть таблицы и схемы. Это покажет вам направление намотки, количество витков и сечение провода.

Если нет справочников, подсчитайте количество оборотов при снятии проводов. Запишите данные о вращении и способе намотки.

После очистки канавок удалите все неровности и металлические заусенцы на фитингах. Начинайте намотку с начального паза, обращая внимание на шаг и расположение проводов.

Выводы обмотки припаяны к ребрам. Проверить на короткое замыкание. Затем пропитать лаком или эпоксидной смолой. Высушенный продукт измельчают и уравновешивают.

Заключение

Прокручивая электродвигатель своими руками, строго соблюдайте последовательность операций. Катушки помещают в пазы, стараясь не повредить изоляцию проводов. Пропитывайте только рекомендованными лаками или эпоксидной смолой с последующей сушкой в ​​печи. Соберите двигатель в обратном порядке. При проверке отремонтированного двигателя соблюдать правила техники безопасности.