Почему возникает межвитковое замыкание обмоток двигателя и как его определить

Причины возникновения

На короткое замыкание в двигателе могут повлиять несколько факторов. Рассмотрим основные причины, по которым это происходит:

  1. Самая частая неисправность с выходом из строя обмотки — перегрузка двигателя. Это может произойти при выходе из строя механических частей. Например, заклинило подшипник ротора, неисправен конвейер, редуктор или другой механизм. В результате через обмотки протекает чрезмерный ток, что приводит к перегреву проводов и разрушению изоляции. Между катушками произошло короткое замыкание (короткое замыкание).
  2. Вина совершена на заводе. Это случается не часто, но возможно. Изоляция при эксплуатации треснула. Обмотка повреждена, и между катушками произошло короткое замыкание.
  3. Во время ремонта был нарушен производственный процесс. Намотка очень тугая. Во время работы мотор нагревается и обмотки расширяются. Из-за плотной намотки расширение невозможно. Лакокрасочное покрытие на проводах повреждено и цепь перекручена.
  4. Неправильное хранение вызывает просачивание воды в двигатель, что может привести к повреждению изоляции.

При такой неисправности двигатель долго работать не может. Обмотка нагревается дальше. Результат такой неисправности — отказ двигателя. Поэтому важно как можно скорее выявить неисправность и принять меры по ее устранению.

Диагностика неисправности

Основным признаком поломки между вращениями является неравномерный нагрев корпуса. Это связано с повышенным потреблением тока одной (поврежденной) обмоткой. При перегреве одной части корпуса необходимо обесточить двигатель и провести диагностику.

Диагностика проводится следующим образом:

  • Проверьте все напряжения обмоток. Они должны быть идентичными, т.е. не должно быть фазовой асимметрии. Затем следует измерить токи в каждой обмотке. Токи необходимо измерять токовыми клещами. Если ток в одной обмотке в большей степени отличается от других, это указывает на неисправность этой обмотки.
  • Используйте прецизионный омметр для измерения сопротивления обмоток. Эти значения должны быть идентичными. Короткое замыкание обычным счетчиком не проверить. Потому что, если замкнуть только две обмотки, сопротивление изменится незначительно.
  • Короткое замыкание на каркас определяется с помощью мегомметра. Для этого один конец подключается к корпусу, а другой конец подключается к обмоткам по очереди. Таким образом проверяется непрерывность сопротивления изоляции. В идеале он должен быть одинаковым на каждой обмотке или иметь небольшие отклонения. Обратите внимание, что это зависит от температуры шлангов.

На рисунке ниже представлена ​​таблица изменений сопротивления изоляции в зависимости от температуры:

Как определить неисправную обмотку

Чтобы определить, есть ли ошибка холостого хода двигателя, разберите двигатель. Осмотрите двигатель. О повреждениях можно судить по внешнему виду обмоток. На них показаны места неисправностей, как показано на рисунках ниже:

Часто, однако, признаки поломки вращения невозможно обнаружить визуально. Поэтому обслуживающий персонал должен знать, что делать в таких ситуациях. Если видимых неисправностей не обнаружено, можно использовать следующие методы.

Поиск неисправности с помощью металлического шарика

Нарушение изоляции может быть обнаружено трехфазным понижающим трансформатором. Вторичное напряжение не должно превышать 40 В.

Напряжение от трансформатора подается на разобранный двигатель. Внутри двигателя по кругу выстреливается металлический шар. Если обмотки исправны, он начинает «бегать» по кругу без остановки.

В случае короткого замыкания обмотки мяч намагничивается в точке отказа после двух или трех кругов.

Если мяч отсутствует, это можно проверить с помощью железной пластины трансформатора. Можно использовать железо от поврежденного трансформатора. Плитка наносится по одному кругу за раз. В поврежденном месте плита начнет вибрировать. Он будет намагничен в других местах.

При проверкепригодность электродвигателя, не забывайте о мерах предосторожности. Корпус мотора должен быть заземлен. При этом категорически запрещается подавать на обмотки напряжение выше 40В.

На следующем рисунке показан метод проверки мяча:

Проверка специальным прибором

Поиск межвиткового замыкания в электродвигателе можно произвести с помощью измерителя изоляции обмоток. Вы можете купить его в Интернете или сделать самостоятельно. Многочисленные схемы можно найти в Интернете. Они не сложные. Дублировать их может любой желающий.Техник, знакомый с паяльником и схемами подключения.

Методика определения неисправности подробно описана в инструкции по эксплуатации устройства. Диагноз можно поставить за считанные минуты. Однако для диагностики требуется осциллограф.

Это дорогое устройство. Не все мастера умеют с ней работать. Поэтому этот метод исследования не получил широкого распространения.

В настоящее время промышленность производит устройства, не требующие использования осциллографа. Он имеет два светодиода, которые используются для идентификации неисправности.

Это устройство представляет собой генератор, колебательный контур которого состоит из конденсатора и обмотки двигателя. Возбуждение схемы достигается с помощью подстроечного резистора. В этом случае светодиод мигает. Подключите все обмотки по очереди. Если подключена поврежденная обмотка, светодиод будет гореть постоянно. Это приведет к потере колебаний.

Диагностика якоря с помощью дросселя

Сальник используется для проверки арматуры. Это трансформатор с сердечником. Используется заводское или собственное производственное оборудование.

Это может быть выполнено в случае неисправности вибрационных насосов «Малыш» или «Ручай». Подробные инструкции с описанием доступны в Интернете.

Измерения проводились на заводском и самодельном приборе, в соответствии с методиками, описанными в Интернете. Результат тот же.

Как проверить неисправность данного устройства. Фурнитура помещается в вырез. Дроссель живой. Таким образом, обмотка якоря становится вторичной обмоткой трансформатора.

Мы используем железную пластину трансформатора, чтобы проверить, в порядке ли обмотка якоря. Постепенно поворачивая якорь, в точке отказа пластина намагнитится на якорь и начнет вибрировать. Это показано на схеме ниже:

Измерение сопротивления тестером

Если дросселя нет, это можно проверить аналоговым тестером. Стоит отметить, что таким способом можно проверить обрыв обмотки, а короткое замыкание обмотки — как описано выше.

Для этого измерения производятся между пластинами якоря. Сопротивление проводов должно быть одинаковым.

Убедитесь, что провода правильно подключены к корпусу. Для этого подключите один конец тестера к корпусу и проверьте каждую обмотку по очереди. Это испытание проводится при условии отсутствия повреждений обмоток.

На фото ниже показано, как измерить сопротивление проводников:

Проверка статора тестером

Целостность обмотки статора можно проверить тестером. Для этого достаточно измерить сопротивление каждого из них в отдельности. Измерения производятся точным прибором. Не лишним будет проверить мегаомметром пробой изоляции на массу.

На рисунке выше показана проверка целостности обмотки:

Заключение

В процессе эксплуатации сложно определить межвитковое замыкание обмотки двигателя. А такое бывает редко. Обычно двигатели с этим дефектом работают до последней минуты. Пока не пойдет дым.

Поэтому у ремонтников не возникает вопроса, как устранить неисправность. Мотор отправлен на намотку. Аналогично, если вовремя обнаруживается короткое замыкание в обмотке, поврежденная часть перематывается. Однако следует помнить, что короткое замыкание обмотки невозможно устранить без перемотки.