ПУЭ-7 Глава 5.5: Электрооборудование лифтов

Чтобы загрузить главу 5.5 ПУЭ 7 в формате PDF, просто нажмите на ссылку: Глава 5.5 ПУЭ.

  • Область применения, определения
  • Общие требования
  • Электропроводка кабины
  • Электрооборудование машинного отделения
  • Защита
  • Освещение
  • Заземление (GND)
  • Установки с оборудованием бесконтактного управления

Область применения, определения

5.5.1 Настоящий раздел Правил распространяется на электрооборудование лифтов (лифтов) напряжением до 600 В, грузоподъемностью 50 кг и более, устанавливаемое в жилых и общественных зданиях, промышленных предприятиях и других строительных объектах. В остальном лифты (лифты) должны соответствовать требованиям действующих «Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов» Госгортехнадзора России.

Эти правила не распространяются на лифты (лифты), установленные во взрывоопасных зонах, шахтах, шахтах, судах и других плавучих конструкциях, самолетах и ​​других летательных аппаратах, а также лифтах специального назначения.

5.5.2 В настоящих Правилах под лифтом (подъемником) понимается подъемное устройство, предназначенное для транспортировки людей и грузов в автомобиле или на платформе, перемещающееся в жестких вертикальных направляющих с помощью подъемного механизма, приводимого в действие электродвигателем непосредственно или через редуктор, соединенный с ним с помощью жесткой или упругой муфты.

5.5.3 В настоящих Правилах групповой лифт в сборе — это группа, состоящая из нескольких лифтов с машинным отделением и связанных общей системой управления.

Общие требования

5.5.4 Напряжение цепей электропитания в машинных отделениях не должно превышать 660 В, в каютах, ящиках и настилах пола — не выше 380 В, а цепей управления, освещения и сигнализации во всех помещениях — не выше 220 В (допускается использование фазных и нейтральных сетей 380/220 В). При использовании фазы и нейтрали должны быть соблюдены следующие требования:

  1. Цепи управления, освещения и сигнализации должны питаться от одной фазы.
  2. Один конец обмотки аппарата должен быть плотно соединен с нулевым проводом.

Напряжение питания переносных ламп не должно превышать 42 В.

Использование автотрансформаторов для понижения напряжения не допускается.

5.5.5 Уровень радиоэлектрических помех, создаваемых электрическими машинами, аппаратурой и электрическими кабелями, входящими в состав электрооборудования лифта (подъемника) или группового лифта, не должен превышать значений, установленных действующим законодательством.

Электропроводка и токоподвод к кабине

5.5.6 Электропроводка в машинном отделении, шахте лифта и кабине должна соответствовать требованиям, указанным в главах 2.1 и 3.4, а также следующим требованиям.

1) электромонтаж должен выполняться изолированными проводами или кабелями с резиновой изоляцией или аналогом; недопустимо использование силовых и контрольных кабелей с изоляцией из пропитанной кабельной бумаги.

2. 2) Сечение кабелей и проводов должно быть не менее 1,5 мм 2 для медных проводов и 2,5 мм 2 для алюминиевых проводов.

На участках цепей управления от рядов напольных выводов и рядов выводов на кабине до устройств, установленных в шахте и кабине, а также на участках цепей управления, обеспечивающих безопасную работу крана или подверженных частым ударам и вибрациям, следует использовать кабели и кабели с медными жилами. При использовании проводов и кабелей с медными жилами их сечение может быть уменьшено: в цепях подключения предохранительных устройств до 0,5 мм2, в других цепях до 0,35 мм2.

3. Медные трубы следует использовать для внутренней установки подъемных устройств и целых агрегатов.

4. Концы проводов промаркировать согласно проекту.

5.5.7 Электроснабжение кабины, а также противовес в случае установленного на ней выключателя или других устройств должны быть обеспечены гибкими кабелями или гибкими кабелями с поперечным сечением медной жилы не менее 0,75 мм.обычный резиновый или аналогичный шланг.

Токоприемник должен обеспечивать не менее 5% от общего количества используемых проводов, но не менее двух проводов.

Кабели и шланги должны быть спроектированы таким образом, чтобы выдерживать нагрузки от их собственного веса. Их можно усилить, прикрепив к стальному тросу.

5.5.8 Подающие линии и шланги должны быть расположены и закреплены таким образом, чтобы они не могли запутаться в конструкциях вала или механически повредиться во время движения автомобиля. Если для источника питания используется несколько кабелей или шлангов, их необходимо связать вместе.

Электрооборудование машинного помещения

5.5.9 Подъездные пути между фундаментами или корпусами электрических машин, между электрическими машинами и частями зданий или оборудования в машинных отделениях, за исключением помещений для подъемников малой грузоподъемности (до 160 кг), должны быть свободны не менее 1 м. Допускается локальное сужение проходов между выступающими частями машин и строительными конструкциями до 0,6 м.

Допускается уменьшение ширины служебных коридоров электрических машин до 0,5 м не более чем с двух сторон; на стороне машины, не требующей обслуживания, это расстояние не регулируется.

5.5.10. Рабочие проходы в машинных отделениях должны соответствовать следующим требованиям:

1. Ширина (в свету) служебного коридора спереди и сзади панели управления должна быть не менее 0,75 м. Если ширина панели управления не превышает 1 м и панель управления доступна с обеих сторон, расстояние от выступающей задней части панели до стены машинного отделения может быть меньше. уменьшается до 0,2 м, а при ширине рабочего стола более 1 м или доступе к рабочему столу с одной стороны — до 0,5 м.

Щит управления, в котором сборка и демонтаж электрических устройств и подключение к ним кабелей осуществляется только с лицевой стороны, допускается устанавливать у стены машинного помещения, а также в углублениях не глубже толщины панели вместе с приборами управления.

2. Расстояние от неизолированных, неизолированных токоведущих частей на высоте менее 2 м с одной стороны прохода до стены и устройств с изолированными или огражденными токоведущими частями с другой стороны прохода должно быть не менее 0,75 м.

3. Расстояние между открытыми токоведущими частями на высоте менее 2 м по разные стороны прохода должно быть не менее 1,2 м.

5.5.11. Устройство отключения первичной цепи и цепи управления должно быть установлено в пульте управления каждого лифта. В машинном отделении, прямо у входа, должно быть устройство отключения напряжения на весь лифт.

5.5.12. При входе в машинное отделение должен быть свободный проход не менее 1 м.

Защита

5.5.13. Защита первичных цепей и цепей управления лифтом и группой лифтов должна выполняться в соответствии с требованиями, указанными в пункте 3.1.

Лифты с преобразователями электрических машин должны быть защищены от продолжительных перегрузок и коротких замыканий электродвигателя преобразователя.

Освещение

5.5.14. Кабина и шахта с полным ограждением для всех типов лифтов (лифтов), кроме малогабаритных, а также машинное отделение, верхние помещения, площадки перед дверями, окна, переходы и коридоры, ведущие к лифту в верхнее и шахтное помещения, должны быть оборудованы стационарным освещением. электрический. Электроосвещение, за исключением освещения кабины, должно подаваться от внутренней сети освещения здания. Допускается освещение глухих шахт лифтов с автоматическими дверями путем установки одной лампы на кабину и одной лампы под кабиной лифта.

Освещенность в стеклах должна быть не менее 5 люкс.

В застекленных или экранированных стеклах постоянное освещение не требуется, если внешнее освещение обеспечивает достаточное освещение внутри шахты.

5.5.15. В машинном отделении, в помещенииВ составе поезда и на крыше кабины должны быть предусмотрены одна или несколько розеток для подключения переносного фонаря напряжением не более 42 В.

5.5.16. Лампы освещения кабины и шахты при питании освещения от первичной цепи электродвигателя следует подключать к сети до входного выключателя или выключателя электродвигателя лифта (лифта).

При наличии резервного освещения в кабине до 42 В допускается включение основного освещения кабины за входным выключателем или автоматическим выключателем.

5.5.17. Выключатель включения освещения кабины и шахты должен быть установлен в машинном отделении. Допускается выполнение освещения кабины пассажирского лифта с подвижным полом таким образом, чтобы оно включалось при открытии двери шахты и выключалось после выхода всех пассажиров из кабины и закрытия двери шахты. Также допускается использование выключателя для включения освещения кабины, предназначенного для дистанционного включения рабочего подъемника, при этом освещение кабины должно включаться одновременно с включением рабочего подъемника. Этот выключатель должен быть установлен в запираемом шкафу на основном этаже посадочной площадки.

Заземление (зануление)

5.5.18. Заземление лифта (крана) должно соответствовать требованиям гл. 1.7, а также следующие требования:

  1. Заземление электрических машин и устройств, установленных на звукоизоляционных и виброизоляционных опорах, следует производить гибким кабелем.
  2. Для заземления кабины следует использовать один из проводов кабеля или один из проводов токоприемника. В качестве дополнительного заземляющего провода рекомендуется использовать экранирующие оболочки и подъемные кабели, а также стальные подъемные кабели.
  3. Металлические направляющие кабины и противовесы, а также металлические конструкции корпуса вала должны быть заземлены.

Установки с бесконтактной аппаратурой управления

5.5.19. При использовании бесконтактных устройств управления подъемником должны выполняться условия, указанные в пунктах 5.5.20-5.5.28.

5.5.20. Комплексные системы управления группой лифтов должны состоять из отдельных групп блоков управления, где:

1) каждый лифт должен управляться отдельной группой единиц, позволяющей работать этому лифту независимо от состояния других лифтов и их агрегатов;

2) должна быть возможность легко отсоединять лифтовые блоки без вмешательства других лифтов.

5.5.21 Устройства, питающие систему управления с логическими элементами, должны быть снабжены защитой от коротких замыканий, перегрузок и снижения выходных напряжений с сигнализацией о ее срабатывании. Защита должна быть спроектирована таким образом, чтобы в случае короткого замыкания, перегрузки или пониженного напряжения в одной выходной цепи все выходные цепи блока питания отключились.

5.5.22. Если общая точка системы управления и логики не заземлена, источник питания должен иметь контроль замыкания на землю каждой выходной цепи с соответствующими сигналами тревоги.

5.5.23. Блоки питания должны иметь возможность удаленного включения и выключения.

5.5.24 Посты управления лифтами, собранные из отдельных блоков, должны быть снабжены устройствами, указывающими прохождение основных сигналов, или розетками, позволяющими подключать измерительные устройства для контроля этих сигналов.

5.5.25. Конструкция станций управления и комплектных устройств должна обеспечивать свободный доступ к проводам, кабелям и множеству входных клемм.

5.5.26. При установке постов управления в шкафах не рекомендуется устанавливать на двери шкафа какие-либо устройства, кроме сигнальных.

5.5.27. Цепи кнопок, клавиш управления, путевых и концевых выключателей должны быть гальванически развязаны. Разделение может быть выполнено с помощью входных согласующих элементов или с помощью реле, контакты которых адаптированы для работы в слаботочных цепях.

5.5.28. Цепи с напряжением 220 В и выше следует прокладывать отдельно от цепей с напряжением ниже 220 В бесконтактных элементов и подключать.для разделения выделенных рядов клемм или съемных контактов.