Заземление электродвигателя по ПУЭ

Важное правило

Согласно ПУЭ заземление мотора выполняется отдельным проводником. Запрещается подключать электродвигатели последовательно по схеме, показанной на схеме ниже:

При неисправности цепи электродвигатели, подключенные после неисправности, становятся потенциально опасными из-за отсутствия заземления. Есть риск выхода устройства из строя. Неправильная работа предохранительных устройств создает опасность для персонала. Поэтому такое сочетание недопустимо.

Какие системы заземления существуют

Существующие системы эффективно защищают двигатели, другие устройства и обслуживающий персонал в случае неисправности. Они различаются количеством жил и схемой подключения. Документом, регулирующим работу системы, является ПУЭ Глава 1.7. правила установки устройств. Системы заземления различаются схемой подключения и количеством проводов.

Согласно ПУЭ они обозначены латинскими буквами:

  • Т — заземление;
  • N — подключение к нулевому проводу;
  • I — изоляция;
  • C — соединение функционального и защитного проводов;
  • S — разделение функциональной и защитной токопроводящей сети.

Согласно ГОСТ Р50571.2-94, нулевым проводникам присваивают латинские буквы. У них есть ценности:

  • N — функциональный ноль;
  • ПЭ — нулевой защитный;
  • PEN — сочетание защитного и функционального нуля.

Выделяют основные системы заземления. Это TN-C, TN-C-S, TN-S, TT и IT:

  • TN-C используется в трехфазных четырехпроводных и однофазных двухпроводных линиях. Для него характерен единый нейтральный проводник с заземляющим проводом. Это означает, что они проходят от трансформатора до приемника по одному кабелю. Это существенный недостаток. Используется в старых зданиях. В новостройках не используется.
  • Схема TN-C-S отличается тем, что защитный и нейтральный проводники представляют собой один соединенный между собой проводник от трансформатора к распределительному щиту, где они разделены. Согласно правилам установки устанавливается дополнительный заземлитель.
  • В системе TN-S защитный и нейтральный проводники от трансформатора к потребителю проложены отдельными проводниками.
  • ТТ отличается тем, что трансформатор подстанции и потребитель имеют свою систему заземления, которые не связаны друг с другом. Применяется для подключения передвижных электроустановок.
  • IT — особенностью данной системы является изоляция нейтрального проводника от земли или подключение его через элементы с высоким сопротивлением. Это позволяет значительно снизить ток утечки на землю. Он используется в установках с высокой степенью риска. Например, во взрывоопасных зонах.

На схеме ниже показаны описанные системы заземления.

ПУЭ (глава 1.7, часть 1, общие требования, раздел 1.7.33) обязывает оборудование заземлять переменным напряжением 42 В и выше, а двигатели постоянного тока — напряжением 110 В и выше.

Обслуживающий персонал должен быть знаком с заземлением корпуса двигателя и его причинами.

На следующем рисунке показан двигатель и заземление:

Отсутствие или неправильно установленная система заземления может привести к поражению электрическим током обслуживающего персонала или отказу оборудования. Это показано на рисунке ниже:

На рисунке показано, как ток течет по телу человека при наличии и отсутствии системы заземления.

В случае выхода из строя обмотки двигателя (рисунок справа) происходит короткое замыкание, которое вызывает на корпусе напряжение, не превышающее допустимого. Срабатывает защитная цепь, и устройство обесточивается.

Без заземлителя на корпусе существует опасное напряжение, которое может быть фатальным для обслуживающего персонала (рисунок слева).

Электрики должны знать, как правильно заземлить электродвигатель. Для этого подсоедините провод к заземлителю. Только после этого он подключается к устройству. Нарушать этот порядок запрещено.

Место установки заземления при работе на электродвигателе

Не менее важно установить переносные заземлители на электродвигатель при проведении ремонтных или профилактических работ. Устанавливаются на стационарные и подвижные устройства.

Это должен делать обслуживающий персонал:Заземление необходимо устанавливать, когда работа ведется с приводимыми в действие механизмами или оборудованием, которые могут генерировать напряжение. Обслуживающий персонал должен отключить привод или ведомые устройства от сети. Соблюдайте технические данные, чтобы обеспечить защиту от повторного или неправильного подключения. В случае двухскоростных двигателей необходимо отключить и снять обе цепи обмотки.

  1. После отключения электропитания допускается установка выносного заземлителя в любом месте, вывод кабеля из КРУ, пульта управления, узла. Должно быть видно заземление.
  2. Перед началом работы на устройствах, которые могут вращаться благодаря подключенных механизмов (вентиляторов, дымовые насосы, насосы и т.д.), запорные клапаны (задвижки, ворота и т.д.), механизмы блокируются. Также принимаются меры для их механической защиты, а также для торможения роторов электродвигателей или отключения муфт, например конвейеров.
  3. Размещены соответствующие знаки, и сотрудники должны использовать средства индивидуальной защиты.
  4. На фото ниже представлены переносные заземлители:

При отсутствии штатного устройства допускается использование в качестве переносного заземлителя кабелей, сечение которых не должно быть меньше, чем у кабеля питания.

В организациях, выполняющих ремонтные работы, имеются подробные инструкции по технике безопасности, в которых подробно описаны этапы подготовки рабочего места и методы ремонта с учетом специфики оборудования и производства.

Заземление двигателя должно быть на видном месте, т.е. должно быть видно. Это необходимо для периодических визуальных проверок. В сухих помещениях заземляющий стержень следует прикреплять к полу.

Заключение

Во влажных помещениях шины монтируются на изоляторах (держателях) на расстоянии 10 мм от земли.

Только квалифицированный персонал имеет право устанавливать двигатель и систему заземления. Эти люди должны быть знакомы с установкой устройств. И как сделать установку заземления по мере необходимости. Они также должны иметь опыт и разрешение на выполнение аналогичной работы.

Теперь вы знаете, как заземлить двигатель и что указано в инструкции по сборке. Если у вас остались вопросы, смело задавайте их в комментариях под статьей!